О "донжуанстве Пушкина" или "Что дозволено Юпитеру не дозволено быку".
«Помню, во время выступления в одном из университетов страны, получаю на сцену записку следующего содержания:
«И все-таки согласитесь, у нас – двойная мораль. Как-то странно все получается.
Пушкин в письме к Вяземской пишет: «Моя сто тринадцатая любовь будет моей женой». А мы все: «Ах, Пушкин, ах, светлый гений».
Да развратник он, а не светлый гений. Не только сто тринадцать женщин перелюбил, но еще и пересчитал их всех! Получается двойная мораль.
Если какой-нибудь Васька с нашего факультета переспал с несколькими студентками, и они пожалуются на Васькину безнравственность, то Ваську мигом выгонят из комсомола, а то и из университета.
А Пушкину, значит, можно?!»
И тогда я ответил:
– Да, Пушкину можно.
А Ваське нельзя.
Для того чтобы это осознать на философском уровне, нужно хорошо понять античную мысль:
Что дозволено Юпитеру не дозволено Быку. (Ибо от бога рождаются боги и полубоги, а от быка – телята.) А на бытовом уровне скажу просто. Чем же все-таки отличаются сто тринадцать пушкинских женщин от ста тринадцати васькиных?
Пушкин своим женщинам дал.
Васька у женщин взял.
Общаясь со своими женщинами Пушкин дарил им частицу своего Гения, огня, творческого вдохновения. Васька не дарил, а принимал подарки (я сам слышал как васькины девочки делились друг с другом: «Я ему дала, а ты дала?»)
Пушкинские женщины после Пушкина будут выше.
Васькины – ниже (на одного ваську). Пушкинских женщин теперь будет помнить все человечество.
Васькиных даже сам Васька забыл.
Я думаю, что пушкинское донжуанство – важнейший акт русской культуры. Ибо общаясь с женщиной, Пушкин давал ей такой уровень общения, после которого очень трудно опуститься на порядок или на несколько порядков ниже. Иногда мне даже кажется, что пушкинское донжуанство – акция, продуманная самим Господом. Чем больше таких Пушкиных, тем больше Ваське нужно учиться, думать, читать, чувствовать.
Иначе все прекраснейшие женщины достанутся Пушкину. Донжуанство Пушкина, Тютчева, Блока, Пастернака, Маяковского, Есенина и других русских поэтов – великий подарок России от ее Судьбы.
Традиции российского сладкогласия – это встреча Поэта и Женщины. Если бы Пушкин мог встретить всех питерских «пивных» девочек! Хотя бы по полчаса на каждую.
Вот тогда-то все мальчики – предполагаемые партнеры этих девочек – будут вынуждены и речь изменить, и стихи почитать, а глядишь, еще и музыку придется сочинять. Иначе – ни одного шанса.
В этом смысле мне очень нравится мысль Маяковского о том, что жену нужно ревновать не к мужу Марьванны, а к Копернику».
Михаил Казиник, «Тайны гениев», т.1.
no subject
Date: 2013-07-15 03:04 pm (UTC)