deilf: (SunMoon)
[personal profile] deilf
Оригинал взят у [livejournal.com profile] solway в Клуб Древние: Григорий Померанц.
64.75 КБ

Философ-эссеист, культуролог, критик и мемуарист мирового уровня. Знаток и любитель восточной философии и искусства. Опасный человек: с 1976 по 1988 год само его имя было запрещено упоминать в советской прессе. :)

Чем была эта встреча для меня? Сначала я долго махала рукой молодому Померанцу – воину жизни посреди залитой солнцем степи. И я уже не помню, кто из нас махал рукой, а кто салютовал мечом. :) Ведь не важно, какая битва за жизнь идёт на этот раз: лагеря, Великая Отечественная, восстановление после катастрофы… Для тех, кто «там» был – не важно. Толчок от мысли, что «я победил страх перед бездной – неужто испугаюсь теперь?»…полёт над страхом…красота неба, заботящая больше всего именно в тот момент, когда ты ранен и истекаешь кровью… Об этом писали многие, в том числе Юлиус Эвола в книге «Оседлать тигра». Но одно дело читать, а другое...

Обычно считается, что «там» люди испытывают скорее киплинговское:
…пыль-пыль-пыль-пыль от шагающих сапог…
…я шёл сквозь ад шесть недель, и я клянусь…
…но нет-нет-нет хуже, чем всегда одно…
…ты-ты-ты-ты пробуй думать о другом…
…мой Бог, дай сил обезуметь не совсем!..
Тяжёлая работа, когда смерть становится обыденностью, никакой эйфории – только очень страшненькая серая пустота. Конечно, так тоже бывает. Но пройти через это, «обезумев не совсем», помогает как раз полёт над страхом и прочая сопливая романтика. Когда ты позволяешь себе раскрыться и развернуться в главном, в том, что тебе по-настоящему дорого – ты как бы врываешься в другой мир. Яркий, сияющий, полный нечеловеческой силы и возможностей. Толчком к пробуждению этого состояния может послужить что угодно, лишь бы оно было дорого лично тебе. Ты летишь какое-то время, легко совершая невозможное, а потом эйфория проходит и начинается повседневный труд. Но во-первых, остаётся память. Особенно, если успеть сообразить, что это не иллюзия и не отбросить её с досадой, столкнувшись с типа «реальностью». Во-вторых, в том состоянии можно пытаться держаться. И уж всяко можно взлетать потом снова и снова.
Когда Григорий Соломонович вернулся из лагеря и его осторожно спросили о впечатлениях, он твёрдо и совершенно искренне ответил: "В лагере было хорошо".

Я испытала всё это за годы до встречи с Григорием Соломоновичем. Подробности в текстах «Сижу на нарах и читаю Лао Цзы» (http://solway.livejournal.com/38627.html#comments), «Возвращение с того света» (http://solway.livejournal.com/51651.html#comments), статье «Психосоматика в действии» (http://www.proza.ru/2011/07/01/147), а иногда и в устных рассказах. Так что, кому надо, обращайтесь. :)

Потом меня поразил рассказ о встрече этого человека с Зинаидой Александровной Миркиной. Григорий Соломонович не мог смириться со смертью горячо любимой первой жены. Это значило также смерть его живых идей, его радости, его веры. Смерть его отношений с Создателем. Григорий Соломонович сжался, не выпуская из себя жизнь…последним усилием удерживая связь, сохраняя в груди то, что не должно было умереть - и закричал. Это был крик души, почти безмолвный, но его услышали все. Друзья привезли его на дачу, где он впервые увидел Миркину. Она читала стихи, и Григорий Соломонович почувствовал: вот она, нить вечной жизни. Не оборвалась. Он был бездной, жадно поглощающей всё, что исходило от Зинаиды Александровны. Ему говорили, что он влюблён, но Григорий Соломонович досадливо отмахивался: «мне просто нужно то, что она делает». Лично я думаю, что так оно и было. Они долго сходились, долго привыкали друг к другу. Слишком большой мощью обладало то, что возникло между ними. Слишком трудно было общаться с этим. Они могли не удержать эту силу, но обошлось без жертв и разрушений. Они могли стать только друзьями. Они могли вообще не сойтись, и это было бы проще всего.

На канале культура был показан неплохой видеосюжет про Миркину и Померанца «Больше, чем любовь». А я снова слегка касаюсь этого чуда в эссе «Забытый путь женщины» (http://solway.livejournal.com/52384.html#comments). После написания этой вещи меня часто спрашивают о скрещении путей – так, собственно, вот оно. :) И сразу оговариваюсь, что, конечно же, это не единственно-возможный вариант. Просто самый сильный из тех, что я видела.

Было время, когда 94-х летний Григорий Соломонович подрёмывал в кресле их прекрасного дома, а иногда и прямо на кафедре во время очередной лекции в московском Музее Меценатства. И в том, и в другом случае, на помещение снисходила неземная благодать. Иногда он просыпался, когда Зинаида Александровна буксовала, проходя насквозь очередную глубочайшую проблему, и говорил пару слов. В неизмеримую глубину мгновенно проникала лучом сияющая высота, разговор взлетал, просто поднимаясь над проблемой – и я снова видела молодого воина, салютующего мечом с холма.

В феврале 2013 года, на 95-м году жизни, Григорий Соломонович покинул этот мир. Но в группе ВКонтакте, посвящённой Миркиной и Померанцу, этим удивительным людям, до сих пор висят две фотографии. Григорий Соломонович с надписью: «Померанц. На Гомера похож» и бюст Гомера с такой же надписью: «Гомер. На Померанца похож».

Список кораблей никто не прочтёт до конца. :)

Profile

deilf: (Default)
deilf

July 2024

S M T W T F S
 123456
7891011 1213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 8th, 2026 02:06 am
Powered by Dreamwidth Studios