Feb. 17th, 2014

deilf: (Default)
 ...Пока живо и свободно наше эго, сама любовь искажается и подчиняется ему, нашему эго.

«Как плохо быть любимым», - говорит Рильке в своём романе «Записки Мальте-Лауридса Бригге». Слова по первости почти ужасающие. Но можно вспомнить длинный список горячо любимых людей, начиная с Дездемоны или с лермонтовской Нины Арбениной...

«Мы все убиваем тех, кого любим», - говорил Оскар Уайльд.

Уметь любить — это значит знать тайну волшебного прикосновения. Прикосновения, которое освобождает любимого, а не закрепощает его.

 

«О, не пришла ли пора, сосредоточась внутри, не взывать ни к кому 

                                            и не ждать ничего от любимых? – 

Быть только любящим, только самою любовью,

Чтоб напряжение сердца было подобно стреле на натянутом луке,

Взвиться готовой и вылететь вдаль за пределы себя,

Ибо остаться в пределах своих значит не быть, быть нигде».

                                (Р. М. Рильке. 1-я Дуинская элегия. Пер. З. Миркиной)


Зинаида Миркина, «Волшебные прикосновения». Из сборника «Работа любви», 2013

Rassouli, Joy of Freedom



deilf: (Default)
 «...Любовь — не зеркальный пруд, в который можно вечно глядеться. У неё есть приливы и отливы. И обломки кораблей, потерпевших крушение, и затонувшие города, и осьминоги, и бури, и ящики с золотом, и жемчужины… Но жемчужины — те лежат совсем глубоко». 

Э.М.Ремарк, "Триумфальная арка"

JOSEPHINE WALL


deilf: (Default)
 Григорий Померанц


Волшебные прикосновения


Тема волшебного прикосновения приходила ко мне несколькими волнами. Сперва подсказал ее Грэм Грин, мимоходом описав поведение молодых африканцев, ходивших, держась за руки. Я тогда назвал это чувством кожи. Фрейд, возможно, свёл бы его к эротике, он и обычай младенцев брать все в рот считает эротикой. Это болезнь разума - пытаться объяснить бесконечную сложность жизни с одной точки зрения, своего рода рак логики (у Маркса, у Фрейда). На самом деле прав Достоевский, младенцы до одного года - совершенно особые существа. Достоевский чувствовал то, что Зинаида Миркина описала в сказке "Ангел": какой-то ангел неотступно присутствует в жизни младенца. Это, впрочем, не научное определение: младенцы близки к тайне, которую нельзя раскрыть, к тайне нашего перехода из целостного света в раздробленность предметов, людей, зверей.

В старой записной книжке я нашёл свою первую попытку показать, что чувство кожи возрождается в ранней влюблённости: "сядем укупеци, вдвох пид калыною, и над панами я пан..." Впоследствии я столкнулся с этим в биографии Ольги Григорьевны Шатуновской. Она подчинила своей воле Сурена, своего возлюбленного, и они в конце концов даже спать стали вместе, но не выходя за рамки нежных гимназических ласк. В конце концов Сурен сорвался, во время служебной отлучки не выдержал искушения, и Ольга ему это не простила, вышла с досады за другого. Девичий страх бурных ласк можно понять, по большей части в браке любовь профанируется. Но в идеальном случае чувство кожи сохраняется или всплывает снова и простое прикосновение руки к руке, к плечу сразу отзывается в сердце. В чакре сердца, которую я очень ясно чувствую. И бытовые конфликты смываются.

Что же лежит в основе детского и материнского чувства кожи? Многое мне открыла мать Мария, описав рождение ребёнка как агонию утробного младенца. Он так уютно лежал в матке, и вдруг его подвергают невыносимым мучениям, и он появляется на свет с предсмертным криком. Через мать Марию я почувствовал утробного младенца, на сносях, как человеческое существо, для которого утроба - это космос и биение материнского сердца - это биение сердца мира. Другой источник моей философии - поведение нашей внучки Агнюши. Стоя в манежике, она отвечала воплями ликования на поцелуи солнца. Это было похоже на пение птиц. А потом она говорила Зинаиде Александровне, что раньше, в детстве, она по-настоящему летала (во сне сама Зинаида Александровна летала лет до сорока).

Я думаю, что в позднем утробном существовании ребёнку осязательно дано чувство таинственной цельности и потом он вспоминает это чувство на груди у матери, держась за ее руку, хватаясь за ее юбку. Это чувство легко переходит на другую любящую женщину: тётю, бабушку. Они становятся, говоря богословским языком, единосущны Отцу, зримыми, осязаемыми символами таинственной цельности. В одной скандинавской сказке дети, узнав о светопреставлении, бегут к маме. Главное - добежать до мамы, а она уже что-нибудь придумает. И у взрослых иногда в отчаянном положении рождается вопль: домой, к маме! Или просто - мама!

Если вокруг есть что любить, символами тайны становятся и деревья, и струение воды в ручье, и свет, играющий в листьях, воспринимается как улыбка любви, на которую непременно нужно ответить. И вопли ликования отвечают на красоту, прикоснувшуюся к глазам, к ушам.

Read more... )

 


 

deilf: (Default)

 

"Сугубо материалистический подход к жизни полностью игнорирует область духа, и при этом предложенные им методы решения житейских проблем не отличаются особой действенностью. Ум, настроенный на волну материализма, неустойчив, ведь его счастье строится на обстоятельствах мимолетных и связанных с миром физических явлений. А между тем, от психических расстройств в равной степени страдают и богатые, и бедные, что говорит о явной ограниченности такого мировоззрения. Наша жизнь, безусловно, должна иметь определенную материальную опору, но для того чтобы стать счастливым, нужно делать упор на развитие умственного и духовного потенциала. Возможности человеческого ума велики, а наши мирские нужды не столь значимы, чтобы тратить все свои силы на их удовлетворение, особенно если учесть, что материальное благополучие решает лишь небольшую часть проблем и задач, с которыми сталкиваются мужчины и женщины на протяжении жизни, и уж на смертном одре и вовсе оказывается бесполезным. В то же время человек, который развивает в себе такие духовные качества как внутренняя гармония, смирение, непривязанность, терпение, любовь, сострадание, мудрость и так далее, обретает силу и знания, благодаря которым может успешно справляться с превратностями жизни. А поскольку накопленное им богатство относится к сфере не материальной, а духовной, то оно не станет мертвым грузом по окончании жизненного пути. Такой человек переступает жизненную черту отнюдь не с пустыми руками".


Далай-Лама

 
deilf: (Default)
 
«Жесток ребенок в своей невиновности. Обрывает мухе крылья, потому что не понимает, что делает. Жесток поп в своей святости. Жесток ученый в своей науке и доктринерстве. Все мы жестоки, а особенно жестоки, когда правы. А этичность и мягкосердие приходит с обожженными крыльями. Когда просыпаясь вночи от мысли, какой ты плохой человек, ты ищешь оправдание себе и, не находя его, находишь другим. С этого времени позиция жестокости становится нетерпимой и невыносимой».

Герцен
deilf: (Default)
 "Задача состоит в том, чтобы укротить бесов в самом себе. А для этого надо сформировать свою личность. Когда у тебя есть оппонент, то, споря с ним, ты должен осознавать в себе часть зла, которое есть в нем. Потому что оно в тебе тоже есть. А в оппоненте видеть ту часть добра, за которое ты борешься. Тогда возникает эта третья правда жизни. И ты поднимаешься над сущим, и видишь всю ситуацию панорамно". 

Сергей Борисович Крымский, украинский философ

Profile

deilf: (Default)
deilf

July 2024

S M T W T F S
 123456
7891011 1213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 7th, 2026 05:56 am
Powered by Dreamwidth Studios