Развивается ли Искусство?
Оказывается, взгляды выдающегося российского искусствоведа Паолы Волковой во многом созвучны мыслям Михаила Казиника.
М. С. Казиник в своих книгах, выступлениях и передачах неоднократно говорил, что, в отличие от науки, которая развивается от простого к сложному, в Искусстве происходит обратное движение - от сложного к простому.
На 43 минуте 30 секунде Вадим Абдрашитов, вспоминая Паолу Волкову, говорит:
« - Главное, что она пыталась доказать и показать, это то, что Искусство не развивается. Такого процесса, как развитие Искусства не существует.
- То есть никакого прогресса в этом нет?
- Мне кажется, что все её ощущения, все её размышления были о том, что Искусство не развивается. Почему — это другой вопрос. Это интересовало и вслух формулировал это Михаил Ильич Ромм, который говорил: «Вот поразительно — наука развивается, что-то происходит, и это мы можем отследить, а в искусстве ничего не происходит на самом деле. Меняются формы, пробы форм, пробы пера, пробы кисти. Но по сути всё остаётся на том же самом месте, с чего началось. Поэтому, к счастью, невозможно сказать, что произведение какого-то современного и даже несовременного художника это более яркое явление, более, что называется, продвинутое, чем вот те остатки, останки греческого искусства... И она постоянно об этом говорит. Вот «Мост через бездну» (название авторской передачи Паолы Волковой) я как раз таким образом воспринимаю, я лично. Что это не между какими-то периодами какие-то мосты, а как раз наоборот — мосты через всё то, что, казалось бы, развивается в Искусстве, что идёт какое-то развитие. Ничего подобного... И я вот так её слушаю.
...Может быть её обращение к Тарковскому во многом связано и с этим, потому что, если пристально, под её углом... взглянуть на того же «Андрея Рублёва», то это как раз об этом, о том, что никакого развития не существует, а существует то самое Искусство, либо не существует в принципе, либо в принципе это не Искусство. И вот мне кажется, что её отношение к людям, о которых мы здесь говорили, о том, что она не вступала в прямые дискуссии, не участвовала в диспутах, это как раз связано с тем, что она, наверное, и к людям так относилась, потому что... не то, чтобы там откуда-то сверху смотрела, но то что имела дело, так сказать, с широкоугольной оптикой...»
Передача «Наблюдатель» на телеканале «Культура», эфир от 13.03.2014